КОГНИЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ДИСКУРС. – 2013. – №6. – С. 92 – 106.

© Margaret H. Freeman, PhD, Professor Emerita, Los Angeles Valley College,

Co-director, Myrifield Institute for Cognition and the Arts, Heath, MA, USA; e-mail: freemamh@lavc.edu

THE INFLUENCE OF ANXIETY: POETRY AS A THEORY OF MIND

M.H. Freeman ( Los Angeles, USA)

Маргарет Х. Фримен. Воздействие тревоги: поэзия как теория сознания. Когнитологи все чаще обращаются к изучению роли, которую играют нерациональные элементы, такие как ощущения и эмоции, в когнитивной обработке информации. В отличие от обычного использования языка, поэтичеcкий язык не просто представляет эмоции

и ощущения, а пробуждает их. Понимание того, как это происходит, помогает раскрыть когнитивные аспекты работы мышления, и – шире – психики. Учитывая то, что схемы функционируют на пересечении нерационального неосознанного (предшествующего сознательному) и осознанного осмысления действительности, теоретическая модель, объясняющая, как взаимодействие концептуальных и эмоциональных структур в поэзии одновременно и мотивирует, и передает чувства, вызванные сенсорными ощущениями

и эмоциями, может пролить свет на то, каким образом эти чувства участвуют в когнитивных процессах. Чтобы показать, как работает такая теоретическая модель, в конце статьи дан анализ стихотворения Уоллеса Стивенса "Доминирование черного".

Ключевые слова: когниция, поэзия, Стивенс, схема, эмоция.

Маргарет Х. Фрімен. Вплив тривоги: поезія як теорія свідомості. Когнітологи

все частіше звертаються до вивчення ролі, яку відіграють нераціональні елементи,

такі як відчуття й емоції, у когнітивній обробці інформації. На відміну від звичайного використання мови, поетична мова не просто репрезентує емоції і відчуття, а пробуджує їх. Розуміння того, як це відбувається, допомогає розкрити когнітивні аспекти роботи мислення, і – ширше – психики. Зважаючи на те, що схеми функціонують на перетині нераціонального неусвідомленого (того, що передує свідомому) й усвідомленого осмислення дійсності, теоретична модель, котра пояснює, як взаємодія концептуальних й емоційних структур

у поезії одночасно й мотивує, і передає почуття, викликані сенсорними відчуттями

й емоціями, може сприяти з’ясуванню того, в який спосіб ці почуття беруть участь

у когнітивних процесах. Щоб показати, як працює ця теоретична модель, наприкінці статті надано аналіз вірша Уоллеса Стівенса "Домінування чорного".

Ключові слова: емоція, когніція, поезія, Стівенс, схема.

Margaret H. Freeman. The influence of anxiety: poetry as a theory of mind. Cognitive researchers are increasingly turning to an examination of the role nonrational elements, like sensations and emotions, play in cognitive processing. Unlike normal language use, poetic language does not simply represent emotions and sensations, it evokes them. Understanding how it does so contributes to understanding the cognitive workings of the mind. Since schemata operate at the intersection of the nonrational preconscious and conscious awareness, a theoretical model that explains how the interrelations of conceptual and emotion schemata in poetry both motivate and convey emotional-sensory feelings can shed light on how those feelings participate in cognition. To show how such a theoretical model works, I conclude with an analysis of a poem by Wallace Stevens, “Domination of Black.”

Keywords: cognition, emotion, schema, poetry, Stevens.